Мозаика и кракле из яичной скорлупы
Вторник, 20 Июл 2010
Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск. В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов. Выразительность мозаики «кракле» придают так называемые кракелюры – трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок. При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.
Подготовка материала.
Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде. Скорлупа настолько непрочна, что стала своеобразным символом хрупкости. При выполнении мозаичного набора хрупкость яичной скорлупы доставляет много хлопот, вынуждает принимать специальные меры и быть предельно осторожным.
Но если скорлупу покрыть с двух сторон тонким слоем какого-либо эластичного клея, то ее можно резать ножницами. Правда, края разрезаемой скорлупы будут слегка крошиться. Если же на скорлупу наклеить тонкую бумагу, можно избежать и этой неприятности.
Внутреннюю поверхность скорлупы смазывают тонким слоем клея, например ПВА .
Затем раскладывают смазанные клеем скорлупки на тонком листе бумаги (желательно цветной) и прижимают сверху ровной дощечкой.
Примерно через минуту откладывают дощечку в сторону и каждую скорлупку с усилием проглаживают деревянной гладилкой ( вместо гладилки можно взять стек для лепки). Гладилка представляет собой стержень из твердого дерева, срез которого отполирован до блеска. Отдельные куски скорлупы раскалываются при этом на более мелкие части, которые будут плотно прилегать к бумаге.
После этого сверху снова накладывают дощечку и придавливают ее тяжелым грузом . Через две-три минуты, когда клей схватится, бумагу вместе с наклеенной на нее скорлупой смазывают тонким слоем мучного или крахмального клейстера. На смазанную клейстером поверхность скорлупы кладут папиросную бумагу и тщательно разглаживают ладонями ( можно использовать любую тонкую бумагу, которая размокает от воды). Сверху накладывают груз и дают клею высохнуть в течение нескольких часов. Расклеив таким способом всю заготовленную скорлупу, листы складывают в папку. В таком виде их можно хранить очень долго. На цветном или темном фоне силуэты наклеенной скорлупы хорошо видны даже сквозь папиросную бумагу. Это дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, на которых нарисованы контуры мозаичных элементов. Силуэт наклеенной скорлупы неповторим, он может дать толчок воображению художника. В него можно вписать контуры различных животных, человеческие фигуры, строения, машины, растения, и многое другое. Нарисовав на папиросной бумаге найденные на скорлупе, например, контуры рыбы, обрезают скорлупу ножницами вокруг силуэта, не стараясь проработать мелкие детали. Ножницами скорлупу легко резать по прямым и кривым линиям только с внешней стороны. Всевозможные выемки, вогнутые вырезы и отверстия выполняют скальпелем или резаком, а также сверлами после наклеивания скорлупы на основу-подложку.
Выполнение мозаики удалением скорлупы.
Все работы выполняются на отдельных дощечках, играющих роль основы мозаичного набора – подложки. Подготовленную скорлупу разрезают на многоугольники с прямыми сторонами . При этом стараются, чтобы они по возможности имели прямые углы. Это упростит подгонку их при наклейке на основу. Одну из сторон дощечки оклеивают скорлупой сплошь, тщательно подгоняя друг к другу вырезанные многоугольники. Каждый многоугольник как можно плотнее прижимают к основе гладилкой. Затем на приклеенной к дощечке скорлупе рисуют простым карандашом контуры задуманного изображения. На участках, где должен быть фон, лишняя скорлупа удаляется различными режущими инструментами. Для сверления глухих отверстий применяют буравчики или небольшую дрель. Резьбу, а также скалывание скорлупы выполняют скальпелем или ножом-косяком. Работу начинают со сверления, после чего приступают к скалыванию скорлупы в участках, отведенных под фон. Закончив механическую обработку, удаляют с поверхности скорлупы наклеенную на нее папиросную бумагу. Предварительно бумагу осторожно смачивают водой с помощью кисти. Через некоторое время размокшая бумага легко отделяется от скорлупы. В местах стыковки иногда остаются небольшие швы, в которые вклеивают мелкую скорлупу.
На следующем этапе работы над мозаичным набором приступают к выявлению кракелюрных трещин. При этом фон окрашивается в какой-либо цвет, например в черный, темно-коричневый, темно-синий . Для этих целей удобно использовать тушь. В состав туши входят спиртовой раствор шеллака, красители, глицерин, желчь и антисептики. Благодаря присутствию желчи – поверхностно-активного вещества – тушь легко проникает в мельчайшие трещины, увлекая за собой все остальные компоненты. Заполнив трещины между отдельными скорлупками, тушь не только окрашивает их, но и скрепляет между собой. Этому способствует шеллак, который после высыхания не растворяется даже водой. Убедившись, что мозаичный набор окрашен равномерно, слегка влажной тряпкой или тампоном снимают лишнюю тушь с поверхности скорлупы . Дождавшись, когда оставшаяся тушь высохнет окончательно, приступают к шлифовке мозаики мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянном бруске. Шлифуют поверхность скорлупы очень осторожно – ведь яичная скорлупа настолько тонка, что в отдельных местах ее можно легко снять полностью. Закончив шлифовку, наждачную бумагу заменяют обычной писчей ( обычной 60 граммовкой). Она тоже обладает абразивными свойствами благодаря наличию в ней коалина и мела. Отполированная поверхность яичной скорлупы приобретает мягкий блеск и отдаленно напоминает старую слоновую кость или мрамор. Темный матовый фон подчеркивает и усиливает выразительность мозаичного набора.
Мозаичный набор с мастичным фоном.
Если фон занимает в мозаичном наборе значительное место, то нет смысла целиком оклеивать скорлупой поверхность украшаемого предмета. Ведь примерно половину наклеенной скорлупы придется потом удалить. В этом случае лучше оклеивать скорлупой только те участки, где будут непосредственно находиться мозаичные изображения.
Работу над мозаичным набором начинают с того, что подготовленный рисунок переводят на деревянную основу. Затем вырезают ножницами обобщенные силуэты из скорлупы и наклеивают их на основу. После высыхания клея лишнюю скорлупу удаляют скальпелем или резаком. Обычно следы резака портят поверхность фона, и на больших участках это очень заметно. Однако изъяны можно убрать, заполнив фон слоем специальной мастики вровень с наклеенной скорлупой. В качестве мастики используют чаще всего эпоксидный клей с наполнителем из графита, каменной пыли, кирпичного порошка. По моему опыту мастику можно заменить столярным клеем с наполнителем – крошкой от шкурения и шлифовки дерева. Иногда применяла банальную шпаклевку для дерева ( естественно тонированную). Окрашивать мастику можно любыми сухими пигментами, а также масляными красками. Мастику осторожно наносят на участки фона деревянной лопаткой или скульптурной стекой. Как только мастика окончательно затвердеет, мозаичный набор осторожно выравнивают напильником. Затем мозаику смачивают чистой водой. Папиросная бумага, наклеенная клейстером на скорлупу, намокает и легко отделяется от нее. Остается только с помощью кисти и туши выявить на поверхности скорлупы кракелюры. Если мастика окрашена, например, в темно-синий цвет, то и для проявления кракелюр применяют синюю тушь. В заключении набор шлифуют и полируют. Вся поверхность мозаики, включая фон, обретает ровный мягкий блеск.
Если удалось заготовить скорлупу, имеющую различные естественные цветовые оттенки, то по возможности используют и эту скромную палитру. Скажем, в наличии имеется белая, коричневая и кремовая скорлупа. Белая скорлупа подойдет для имитации снега, белокаменных стен, коричневая для стволов деревьев, а кремовая для листвы и т.д.
Рубрики: Фотогалерея
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Отзывы и пинг пока закрыты.
Комментарии закрыты.